Основными конкурентами ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей являются ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ», ХК «АвтоКРАЗ», автопроизводители стран дальнего зарубежья, осуществляющие сборку в России и импортирующие в страну.Диаграмма показывает положение основных производителей и поставщиков на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по итогам 3 месяцев 2012 года. Доля основных производителей на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по итогам 3 месяцев 2012 года (в скобках – доля по итогам 3 месяцев 2011 года). Рост продаж «КАМАЗа» на российском рынке большегрузной техники значительно опережал общий рост рынка. Рост доли «КАМАЗа» на рынке во многом вызван активными усилиями компании и товаропроводящей сети по удовлетворению возросшего спроса на грузовые автомобили. В первую очередь, на рост доли существенное влияние оказало повышение потребительских свойств грузовых автомобилей КАМАЗ, что во многом вызвано обновлением модельного ряда и выводом на рынок рестайлинговых грузовиков с двигателями Cummins, коробками передач ZF, обновленной кардинально улучшенной кабиной. Также положительно сказывается долгосрочная работа компании с корпоративными клиентами. Активная работа товаропроводящей сети позволила компании продать грузовых автомобилей намного больше, чем это сделали основные производители-конкуренты. Активная работа с заводами-изготовителями спецтехники позволила «КАМАЗу» увеличить долю в сегменте шасси и спецтехники. Текущая доля ОАО «КАМАЗ» сохраняется на уровне, который значительно выше докризисного уровня. Доли основных производителей, поставщиков на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей (полной массой 8-14 тонн) по итогам 3 месяцев 2012 года в скобках – доля по итогам 3 месяцев 2011 года) Доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам трех месяцев 2012 года составила 6,8% (доля за аналогичный период 2011 года составляла 12,3%). В настоящий момент все автопроизводители продолжают мероприятия по снижению затрат, уменьшению объемов незавершенного производства, запасов товарно-материальных ценностей и запасов готовой продукции. Автопроизводители и их дилеры активизируют работу по продвижению и стимулированию спроса на выпускаемую продукцию, что ведет к росту конкуренции на рынке. На основных экспортных рынках сбыта продукции с начала 2012 года наблюдается значительная активизация конкурентов ОАО «КАМАЗ», что связано с благоприятными экономическими условиями, прежде всего в Украине и Казахстане. В Казахстане активно развивают деятельность дилеры китайских брендов, при этом следует отметить, что цены китайских аналогов на 20-40% ниже цен на автомобили КАМАЗ. Помимо прямого экспорта и продажи продукции в Республике Казахстан, китайские автопроизводители прорабатывают и активно лоббируют на уровне правительства проекты по организации сборочных производств. Аналогичные проекты развивают МАЗ и корейские автопроизводители. На рынке запасных частей увеличился объем ввоза запасных частей к автомобилям КАМАЗ китайского производства по демпинговым ценам, что приводит к снижению эффективности деятельности собственной товаропроводящей и сервисной сети ОАО «КАМАЗ». К факторам конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ» в Казахстане можно отнести: - положительную репутацию ОАО «КАМАЗ» и узнаваемость бренда; - широкую гамму продукции уже известной потребителям;- наличие новых перспективных конструктивных разработок интересных потребителям;- наличие сборочного завода (КАМАЗ-Инжиниринг) и генерального дистрибьютора;- развитую товаропроводящую и сервисную сеть и наличие региональных складов.- использование возможностей правительственных, государственных структур РТ и РФ для реализации программ продвижения на новые рынки сбыта и активизации работы по специальным проектам: с правительственными организациями и министерствами обороны зарубежных стран, с международными организациями.К факторам способным повысить конкурентоспособность ОАО «КАМАЗ» в Казахстане можно отнести: - улучшение управляемости и контроля дилерской сети;- повышение эффективности работы субъектов дилерской сети.В Украине основными конкурентами ОАО «КАМАЗ», помимо традиционных МАЗ и КрАЗ, также являются азиатские бренды и европейские автопроизводители (поддержанные автомобили). Повышение популярности автомобилей европейских покупателей, как новых, так и б/у с одной стороны связано с увеличением сегмента седельных тягачей, а с другой – с готовностью покупателя платить больше в условиях экономического роста. К факторам конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ» в Украине можно отнести: - низкие эксплуатационные расходы автомобилей КАМАЗ;- широкий модельный ряд, простоту в эксплуатации;- широкую сервисную сеть.К факторам способным повысить конкурентоспособность ОАО «КАМАЗ» в Украине можно отнести: - повышение эффективности работы субъектов дилерской сети. Конкуренты ОАО «КАМАЗ» в остальных регионах экспорта: - Юго-Восточная Азия – китайские (HOWO, CNHTC, DFW, Chenglong, FAW и др.), корейские (Hyundai, Daewoo), западноевропейские (Scania, Man, Volvo) и японские марки (Hino, Isuzu);- Ближний Восток – западноевропейские (МВ, Scania, Man, Volvo, Iveco, DAF), корейские (Hyundai), индийские (Tata), кроме того, регион начинают активно осваивать китайские производители и МАЗ;- Африка – б/у автомобили западноевропейских компаний (МВ, Scania, Man, Volvo, Iveco, DAF), новые автомобили индийских (Tata) и японских (Isuzu местной сборки) производителей;- Латинская и Южная Америка – автомобили североамериканских производителей и Scania (бразильской сборки). |