Трансфагарашское шоссе в Румынии - официально одна из самых красивых дорог в мире. Захватывающие дух серпантины, окруженные горами, водопадами и бурными реками, настолько же прекрасны, насколько коварны. Движение здесь открыто только два месяца в году, да и то лишь в светлое время суток. Бесконечные вереницы разнокалиберных поворотов - от узких шпилек до просторных профилированных дуг - лучшая экзаменационная площадка для любого спортивного автомобиля. Больше всего Трансфагараш напоминает безумный микс из отрезков гоночных трасс, при этом вместо гравийной зоны безопасности тут стометровые обрывы, а вместо деформируемых барьеров - отвесные скалы. Сюда мы приехали, чтобы проверить в деле самую мощную Шкоду Octavia в истории - новую Октавию RS. У нас уже было первое знакомство с «заряженной» Октавией. Не так давно Константин Болотов встретился с ней на Фестивале скорости в Гудвуде. Несмотря на то что презентация должна была оказаться статической, прокатиться на машине журналистам все же дали. Однако короткая поездка в плотном трафике - не совсем то, что нужно для знакомства с «заряженным» автомобилем. На этот раз все будет иначе. На таких дорогах не имеют значения ни объем багажника, ни количество кармашков для мелочи. Камеру GoPro на стекло и вперед, к вершине перевала! Октавия изначально позиционируется как весьма универсальный автомобиль. Практичный, вместительный, но при этом не выходящий за пределы гольф-класса по размеру. И грузы повозить можно, и в городе не чувствовать себя слоном в посудной лавке. А в версии RS машина обретает еще одну степень свободы - скорость. «Горячей» Октавии выделены дизельный и бензиновый моторы (184 и 220 л.с. соответственно), в парах с шестиступенчатой «механикой» и «роботом» DSG. Для чистоты эксперимента я решил остановиться на одном типе кузова, но зато попробовать его во всех вариантах. Отзывы коллег, проехавшихся и на лифтбэке и на универсале, недвусмысленно говорили - различия в поведении машин исчезающе малы. А вот «сараи», на которые пал мой выбор, с разными силовыми установками отличаются друг от друга очень заметно. Хотя есть и общие черты. Например, полное отсутствие чувства большого автомобиля. Складывается ощущение, что управляешь заметно более компактной машиной, чем есть на самом деле. Обычным хот-хэтчем. Еще одна общая черта всех версий «заряженной» Октавии - отличная управляемость. Благодаря рулевому управлению с прогрессивной характеристикой в динамичных поворотах не приходится лишний раз перехватывать руль. Система XDS, имитирующая работу самоблока, позволяет раньше открываться и докручивает машину в вираж, подтормаживая внутреннее колесо. Заниженная на 13 мм (по сравнению с базовой Октавией) подвеска с модифицированными нижними рычагами спереди, новой конструкцией многорычажки сзади, а также с более жесткими пружинами и амортизаторами эффективно борется с кренами. Разница же в силовых установках бросается в глаза в первую очередь благодаря тому, что дизельный и бензиновый моторы заметно отличаются по мощности - между ними пропасть аж в 36 л.с. Однако у двигателя на тяжелом топливе крутящий момент такой же, как у бензиновой версии, - 350 Н•м. Отличия в динамике заметны - 6,8 с в разгоне до 100 км/ч и 248 км/ч максималки против 8,1 с и 232 км/ч. При этом и расход топлива разнится: 6,2 л на 100 км у бензина и 4,6 л у дизеля. Для модели, нацеленной в первую очередь на людей с практичным складом ума, хоть и не потерявших спортивную искру, это немаловажный момент. Первый экзаменуемый - дизельный универсал с механической коробкой передач. Несомненный плюс «механики» на Октавии - очень четкий механизм, пусть ход рычага не самый короткий, но уверенность в правильном выборе ступени есть всегда. А вот сцепление требует привыкания - педаль довольно «длинная», а момент схватывания ощущается не очень хорошо, что требует определенного привыкания. Отклик дизельного двигателя на действия акселератором сильно задемпфирован - о перегазовках при переключении вниз можно забыть. При кратковременном нажатии на педаль газа не происходит ровным счетом ничего. Незачет. А вот машины с «роботом» DSG такой проблемы, что характерно, лишены. Да и алгоритм работы коробки передач здесь один из лучших, что я видел на «двухсцепленчатых» трансмиссиях. В режиме Drive многие из таких коробок склонны поминутно перескакивать с экономичного на спортивный стиль работы, причем не всегда предсказуемо. Здесь этот переход происходит в большинстве случаев плавно и в нужный момент. В спортивном же режиме и низкие передачи держатся до последнего, особенно в поворотах, и переключения в обе стороны происходят быстро и эффективно. С дизельным мотором у электроники взаимопонимание - на отлично. Однако Октавии на тяжелом топливе на Трансфагараше все же чувствовали себя не так уютно, как на городских дорогах и ровных шоссе. В гражданских условиях преимущество дизельной Октавии RS над большей частью машин в потоке очевидно, но для динамичной езды, особенно в условиях больших перепадов высот, мощности маловато, да и большая, чем у бензиновых машин, масса дает о себе знать. Зато на шестой передаче можно ехать, начиная с 60 км/ч. В общем, если вы планируете позажигать в перерывах между поездками с семьей, дизельная Octavia RS - вполне достойный вариант, но тащить ее на трек было бы странно. А вот мощные бензиновые автомобили - совсем другое дело! Извилистые дороги для них - самое место. Мотор охотнее реагирует на подачу топлива и задорнее раскручивается. Больше мощность, бодрее разгон, хотя в комбинации с «роботом» DSG отсутствие разрывов в потоке мощности субъективно скрадывает ощущения динамики. При этом плавность и алгоритм работы тут тоже на высоте. На таких машинах по извилистым дорогам можно ехать действительно быстро. Любая из бензиновых машин позволит поздно тормозить и выстреливать из поворотов, открываясь уже на апексе, под сочный звук двигателя, усиленный «слуховой трубой» симпозера. Но именно «механика» дает 220-сильной Октавии раскрыться в полной мере. Ко всем тридцати трем удовольствиям добавляются доступное лишь на трехпедальных машинах взаимопонимание водителя и автомобиля, а также отсутствовавшая на дизельных Октавиях возможность делать перегазовки при переключении вниз. Так какой же из четырех универсалов самый универсальный? Единого ответа не получается. В Шкоде говорят, что Octavia RS находится на стыке эмоционального и рационального. И четыре версии машины располагаются в разных местах между этими точками системы координат. Бензиновая Октавия с «механикой» - самая спортивная: она доставила больше всего удовольствия на Трансфагараше, а значит, и перед гоночным треком не спасует. Дизельная с DSG - самая гражданская и повседневная, экономичная и отлично будет чувствовать себя в городе. А оставшиеся два варианта - промежуточные. Может, их позиционирование не так очевидно, но свобода выбора - всегда прекрасно. ...подробнее - ...
|