Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Эксперты предсказали двузначные темпы роста авторынка России в 2018 году

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году вырастут в среднем на 10–12%, хотя цены поднимутся, прогнозируют аналитики и автопроизводители. Драйверами роста станут господдержка и отложенный спрос
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК

​Аналитики и игроки российского автомобильного рынка, опрошенные РБК, уверены, что в этом году его восстановление продолжится. Наиболее оптимистичная оценка — рост на 15% год к году.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2018 году могут вырасти на 12%, до 1,8 млн машин, сказал РБК аналитик практики EY по оказанию услуг компаниям автомобильного сектора в СНГ Александр Ряпухин. ​По его словам, движущими факторами роста станут восстановление покупательной способности и наличие не до конца реализованного отложенного спроса, продление программ господдержки, выход новых моделей и устаревание парка российских брендов.

В KPMG придерживаются более сдержанного прогноза — рост на 3–5%, до 1,65–1,7 млн машин. Партнер практики «Промышленность» консалтинговой компании «НЭО Центр» Александр Ракша отмечает, что рынок активно набирает обороты и по итогам 2018 года рост может составить до 17%.

Распрямление после сжатия

Начиная с 2013 года, после интенсивного роста продаж в 2010–2012 годах, отечественный авторынок начал сжиматься. Пик падения пришелся на 2015 год (минус 35,7%). За четыре года кризиса российский авторынок сократился более чем в два раза. В 2016 году падение продолжилось, но замедлилось: было продано 1,4 млн автомобилей, что на 11% меньше результатов 2015 года.

В мае 2017 года российский рынок показал двузначный рост, на 14,7% впервые с начала кризиса. Продажи за январь—ноябрь превысили 1,4 млн штук (плюс 11,7%), и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) увеличила прогноз по рынку на 2017 год более чем в два раза — рост на 10,8%, до 1,58 млн автомобилей.

Уверенный рост рынка в 2017 году позволил автопроизводителям и дилерам также говорить о продолжении этой тенденции в 2018 году. В Ford ожидают, что в этом году рынок продолжит восстановление с темпами роста 10–15%. По словам представителя компании, рынок по-прежнему будет стимулировать программы господдержки. Управляющий директор Kia Motors Rus Александр Мойнов сказал РБК, что рост составит минимум 5–7%, а в случае сохранения господдержки на уровне прошлого года — 10–12%, до 1,8 млн автомобилей. В Hyundai ожидают, что продажи достигнут 1,75 млн машин (плюс 10%). Представитель Mitsubishi сообщил РБК, что восстановление рынка будет зависеть от госсубсидий, и прогнозирует рост на уровне 10–13%. В АвтоВАЗе обещают раскрыть прогноз на 2018 год в начале года.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Говорить об устойчивой тенденции к восстановлению рынка пока рано, все будет зависеть от господдержки и отложенного спроса, передал РБК через пресс-службу директор по развитию автодилера «Рольф» Владимир Мирошников. По прогнозу группы компаний «Автомир», рост рынка по году может составить 5%. А предправления автодилерской группы «Авилон» Андрей Павлович считает, что при сохранении текущей экономической ситуации рост может составить около 10%. «В той или иной степени мы увидим рост всех сегментов. Что касается премиум-сегмента, то здесь ожидаем рост в пределах 5% начиная со второго квартала 2018 года», — передал он через пресс-службу.

При этом уже известно, что объем господдержки спроса на автомобили в 2018 году уменьшен вдвое — об этом сообщал министр промышленности и торговли Денис Мантуров в середине декабря. В бюджете на 2018 год на это заложено 24 млрд руб., еще около 9,5 млрд руб. будет выделено из Резервного фонда. В 2018 году Минпромторг отказался от субсидирования процентных ставок по автокредитам и программы утилизации, оставив адресные меры поддержки («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело»).

Эксперты предсказали двузначные темпы роста авторынка России в 2018 году

Александр Мойнов, управляющий директор Kia Motors Rus: «Росту рынка ощутимо способствовала господдержка»

— По прогнозу АЕБ, по итогам 2017 года будет продано 1,6 млн машин, прирост на 10,8%. Каким для вас был 2017 год?

— В целом 2017 год оказался позитивным. Прирост рынка выходит больше, чем мы ожидали. В начале года мы ориентировались на плюс 5–7%, но затем, как члены АЕБ, скорректировали прогноз до 1,6 млн машин. Доля Kia выросла: с 10,5% рынка в 2016 году до 11,4%.

— Что способствовало восстановлению рынка?

— Позитивные макроэкономические показатели, которые наблюдались большую часть 2017 года, вселили оптимизм в покупателей. Это, возможно, позволило реализовать часть отложенного спроса, который сформировался в 2014–2016 годы. Росту рынка также ощутимо способствовала господдержка.

— Какой ваш прогноз на 2018 год по рынку в целом и для Kia в частности? Какие факторы будут влиять на развитие ситуации в 2018 году?

— Надеемся, что в 2018 году макроэкономические показатели покажут рост, что, в свою очередь, обеспечит рост рынка на 5–7%. Показатели сверх этого зависят от объемов господдержки. Если она в итоге сохранится на уровне 2017 года, то можно ожидать роста рынка до 10–12%. Но сейчас мы наблюдаем сокращение и пока корректируем прогнозы. По бренду задача минимум — удержать долю рынка. Но мы, конечно, нацелены на увеличение.

— Как повлияет на рынок сокращение господдержки спроса на автомобили и переориентация на адресные программы?

— Адресные программы хорошо зарекомендовали себя в 2017 году и помогли Kia продать около 8 тыс. машин. Поэтому мы очень рассчитываем на «Семейный» и «Первый автомобиль» в 2018 году. Что касается отмены субсидирования процентной ставки, то это негативно скажется на кредитных продажах и замедлит темпы роста рынка.

— Cуществующее количество дилеров в России рассчитано на объем рынка 3–4 млн машин. Продолжится ли сокращение числа дилеров? Планирует ли Kia развивать свою дилерскую сеть?

— Мы надеемся, что в 2018 году дилерская сеть не сократится. У нас в планах скорее небольшой рост. Мы хотим увеличить свое присутствие в городах меньшего размера, это будет точечная настройка сети для повышения качества обслуживания.

Цены вырастут

По мнению Ряпухина, существенными рисками для авторынка в 2018 году являются индексация утилизационного сбора и повышение акцизов на ввоз автомобилей, что может повлиять на стоимость машин, но не должно привести к скачкообразному росту цен. Средневзвешенная цена будет расти на 5%, прогнозирует он.

11 декабря газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник сообщила, что Минпромторг предложил правительству с 2018 года повысить утилизационный сбор на легковые машины на 87–125% в зависимости от объема двигателя. Но в пресс-службе Минпромторга это опровергли, уточнив, что средневзвешенный размер индексации утилизационного сбора составит 15–17,5%. «Для потребителей индексация не приведет к увеличению стоимости производимых в России автомобилей в связи с существенным объемом средств федерального бюджета, запланированных в 2018–2020 годах на поддержку автомобильной промышленности, — более 125 млрд руб. ежегодно, включая субсидии на программы стимулирования спроса, производственных затрат производителей и выполнения ими экологических требований», — говорил РБК представитель ведомства.

По мнению Мирошникова, для разных брендов и моделей масштабы увеличения издержек от повышения утилизационного сбора и акцизов будут разными: для отдельных моделей повышение издержек производителей может доходить до 8–10%, причем расходы вырастут фактически одномоментно.

Павлович ожидает, что рост цен составит 2–13% из-за увеличения утилизационного сбора, традиционного ежегодного роста цен и снижения скидок от производителей. По его словам, об увеличении стоимости по всему модельному ряду сообщили Mercedes (плюс 5%), BMW (1,4–3%), Audi (плюс 2%). В пресс-службе BMW подтвердили повышение цен на автомобили. Представитель Mercedes отказался комментировать изменение цен на модельный ряд в 2018 году. В Audi пока не ответили на запрос РБК.

Эксперты предсказали двузначные темпы роста авторынка России в 2018 году

Александр Халилов, председатель правления ГК «АвтоСпецЦентр»: «Странно менять эффективную систему в не самое легкое время»

— Какой ваш прогноз по рынку на 2018 год? Будут ли расти премиальные бренды или же восстановление затронет, как и прежде, массовые?

— В этом году ожидается рост продаж около 15%. Посмотрим, что будет на самом деле. Все будет зависеть от способов и размера господдержки. По итогам 2017 года прогнозируется, что продажи составят 1,5–1,6 млн машин, но примерно половина из них продается с участием госпрограмм. Если госпрограммы будут дальше стимулировать рынок, то, соответственно, будет рост. У нас в группе компаний большая доля премиальных брендов. В 2017 году премиальные бренды падали, рост шел за счет бюджетных автомобилей. Но на 2018 год все премиальные бренды планируют премьеры, и мы очень надеемся на восстановление спроса в этом сегменте. Важный вопрос — как будет развиваться ценообразование в 2018 году.

— Правительство на 2018 год делает ставку на адресные меры господдержки, в том числе и лизинг. Насколько эффективно это для рынка?

— Действующие программы господдержки свою эффективность уже доказали. Для меня странно менять эффективную систему на новую в не самое легкое время. Мы посмотрим, как будут работать адресные программы, насколько они будут эффективны для рынка.

— Как вы думаете, насколько сократятся дилерские сети в России в 2018 году? Будет ли дальнейшая консолидация?

— В свое время, когда было развитие сегмента, дилерская сеть была ориентирована на 4 млн машин. Сейчас продажи составляют 1,6 млн. Автоматически мы должны говорить о том, что надо сократить в два раза количество дилеров. В России рынок абсолютно дистрибьюторский в отличие от американского, где дистрибьюторы заманивают дилеров своими франшизами. У нас управляет дистрибьютор: он говорит, где надо открыть дилерский центр, и полностью определяет его политику. Сейчас вопрос собственной эффективности важнее, чем количество центров, поэтому особо никто из дилеров и не расширяется.

— Какое количество дилеров может закрыться?

— Я не могу сказать конкретную цифру. Здесь большая разница между регионами и Москвой. В регионах есть две крупные сети, например «ТрансТехСервис» и «Ключавто», которые развиваются. Остальные развиваются гораздо слабее. В Москве сейчас идет укрупнение рынка. Хотя есть и такие игроки, которые имеют один-два автосалона и нормально живут. Основной вопрос для дилера — это кредитная нагрузка: с какой кредитной нагрузкой он зашел в кризис? К сожалению, сейчас мы дошли до того, что ставки нашего основного партнера МКБ значительно ниже, чем у кэптивных банков (ставки 12–15%). Это опять же вопрос работы автопроизводителей. Если коммерческие банки, которые работают исключительно на риски и к развитию продаж автомобилей не имеют никакого отношения, кредитуют дешевле кэптивного банка, это очень странная ситуация.

— На 2018 год какие-то бренды уже анонсировали повышение цен?

— Повышение цен будет. Сейчас будут повышаться акцизы, утилизационные сборы. Я кулуарно разговаривал и знаю, что ряд премиальных брендов уже заложили повышение цен на автомобили. Конечно, мы не ожидаем повышение сразу на 20%, скорее это будет умеренный рост в пределах 10–15% в зависимости от бренда и модели авто, который компенсируется дилером или дистрибьютором. Большую роль в ценообразовании играет также локализация производства.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
Почему США и Япония захотели прямых переговоров с КНДР Политика, 21:30
«Коммерсантъ» узнал о решении прокуратуры изъять акции «Макфы» Бизнес, 21:28
Путин призвал увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП России до 5% Экономика, 21:17
В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов Политика, 21:08
В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном Спорт, 20:56
Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи РБК и ПИК, 20:55
Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса Политика, 20:52
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях Общество, 20:50
Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» Общество, 20:44
Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле Инвестиции, 20:43
У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует Крипто, 20:21
Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог Спорт, 20:20
В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры Политика, 20:20
«Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов Инвестиции, 20:16